От: Веселов  Александр <envlaw@bashnet.ru>
Написано: 2:49:41, 04.12.2004
Тема: [ENWL] Соблюдение правового режима водоохранных зон водоемов и



водотоков в РБ
Sender: owner-enwl@enwl.net.ru
Precedence: bulk

Проект


Рекомендации
зонального семинара- совещания при   Консультативном
общественном Совете ОГУПР  МПР РФ  по РБ  на тему "Соблюдение
правового режима водоохранных зон водоемов и водотоков в РБ"

г. Бирск                                     24 сентября 2004 г.


Состав участников: представители Агентства по водным ресурсам по
РБ,  Агентства по лесам по РБ,  МПР РБ,   администрации  города
Бирска и прилегающих районов, прокуратуры  РБ,   природоохранных
и  иных контролирующих органов, научных учреждений,
общественных организаций, а также редакций СМИ.

  Несмотря на принимаемые меры,  состояние водоохранных зон
поверхностных водных объектов на территории республики
Башкортостан  оказывает негативное влияние на  гидрологическое   и
гидрохимическое состояние  рек и озер, что в свою очередь
усугубляет проблемы рекреации, водообеспечения, сухододства и  не
позволяет  добиться положительных тенденций в общей экологической
ситуации в республике.
 Вследствие недостаточности  контроля, отсутствия  должного
взаимодействия контролирующих органов и органов местного
самоуправления допускаются случаи  нарушения "Положения о
водоохранных зона водных объектов и их прибрежных зашитных
полосах" и иных нормативных актов в этой сфере.
 В частности:
-  в  водоохранных зонах  и прибрежных полосах производится
размещение   объектов различного назначения, влияющих на состояние
водных ресурсов, и, как правило, без положительного заключения
государственной экологической экспертизы и оформления лицензий на
водопользование;
-проводится без достаточных оснований  рубка леса по берегам рек,
озер и болот, в том числе    допускаетсся   факты сплошных рубок в
пределах особо охраняемых природных территорий,  не
обеспечивается лесовосстановление  по берегам  рек, озер и болот;
-береговые участки рек и озер, посещаемые неорганизованными
туристами, охотниками и рыбаками, неуклонно  превращаются в
несанкционированные свалки отходов.
-разработка без экологической экспертизы проектов или с
отступлениями от проектов русловых и пойменных карьеров песчано-
гравийной смеси, самовольное  изменение русел   водотоков,
прокладка через   реки трубопроводов  приводят к нарушению
гидрологического режима рек,   появлению зон взмученности, к
ухудшению рыбохозяйственной ценности водоемов;
- в большинстве районов РБ не разработаны проекты  водоохранных
зон водных объектов, неудовлетворительно выполняются планы по
выносу за пределы водоохранных  зон производственных,
сельскохозяйственных и иных объектов, являющихся   источниками
загрязнения водоемов и водотоков, а также продолжается выпас скота
в их береговой зоне;
-не обеспечивается режим охраны  родников, особенно -родников,
используемых населением в питьевых целях.
-недостаточно эффективна практика государственного,
муниципального и общественного экологического контроля  за
состоянием водных объектов и их водоохранных зон;
- положительный эффект  в решении  даных проблем осложняется
недоработками в действующем законодательстве.
-  ввиду слабой профилактики браконьерства   в  бассейне реки Белой
(особенно распространен электролов) снижается видовой состав
ценных пород рыб и объемы рыбных запасов в водоемах РБ.
 -  вследствие вышеуказанных причин  отмечается   четкая тенденция
снижения уровня воды на реках Белая и Уфа ( просадки уровней рек
РБ  с 1960 года достигают 30 см, а в районе  Уфы по реке Белой
достигли значения в 180 см.), водоохранные зоны  потеряли   на
протяжении тысяч  километров  древесную и кустарниковую
растительность, происходят неконтролируемые гидрологические
изменения  водных объектов, сохраняется высокий уровнеь
загрязнения  водных ресурсов.
 Учитывая   требования  действующего федерального  и
республиканкого законодательства , а также   необходимость
ужесточения контроля за состоянием  водных объектов в Республике
Башкортостан,  участники  семинара-совещания  приняли решение:

1.   Обратиться в МПР РФ с предложением рассмотреть эффективность
действующего "Положения о водоохранных зона водных объектов и
их прибрежных защитных полосах",  разработать и направить в
субъекты федерации инструктивное  письмо о порядке
проектирования, установления водоохранных зон и контроля за
соблюдением режима их использования , а также  внести в него
следующие  изменения и дополнения:
-    полное запрещение  любых видов рубок леса в прибрежных
полосах и рубок главного и промужуточного пользования в
водоохранных зонах;
-    исключение возможности размещения рекреационных объектов в
прибрежных полосах;
-    уточнение процедуры установления  режима водоохранных зон в
черте населенных пунктов;
-    запрещение  любых видов деятельности в водоохранных зонах , в
поймах и руслах водных объектов до  получения положительного
заключения государственной  экологической экспертизы и получения
лицензии на водопользование.
-    Уточнение порядка установления размеров водоохранных зон в
зависимости от протяженности реки (площади  озер и прудов);
-     Уточнение порядка установления  водоохранных зон болот, в
первую очередь  подпадающих под действие Рамсарской конвенции.
-    Установление порядка взаимодействия  местных   органов МПР
РФ, органов по земельным ресурсом и землеустройству, органов
санэпидназора, органов архитектуры и органов местного
самоуправления в   согласованиии проектов водоохранных зон и
контроле режима их использования.

2.   Обратить внимание  государственных  контролирующих органов
РБ,  администрации городов и районов РБ, прокуратуры РБ  на
невыполнение   требований      постановления Кабинета Министров РБ от
7 сентября 1998 года ¤187  " Об утверждении Положения о
водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных
полосах, перечней водных объектов важнейшего водохозяйственного и
рыбохозяйственного значения и хозяйственных объектов, подлежащих
выносу за пределы водоохранных зон", на недостаточную
эффективность государственного и муниципального контроля за
состоянием водоохранных зон, отсутствие  согласованности действий в
этой сфере, на факты явных , грубых и длящихся  нарушений  режима
водоохранных зон,  на необходимость принятия  мер по прекращению
строительства или проведения иных видов работ , проводимых с
нарушением водного законодательства в водоохраных зонах..

3.   Рекомендовать администрации районов  и городов РБ соместно с
государственными  контролирующими органами и редакциями СМИ:
- обеспечить   разработку проектов водоохранных зон и установить  их
границы в натуре  на местности,  провести дополнительную массово-
разяснительную работу с населением, установить   аншлаги и
информационные щиты;
-расмотреть вопрос о регулировании  туризма в пределах ООПТ ,
созданию дирекций  памятников природы - водных объектов  по
аналогии с дирекцией      озера Кандры-Куль в Туймазинском
районе.
-провести рейды по водоохранных зонам  рек и озер с выявлением
несанционированных свалок  мусора и отходов  с последующей
ликвидацией свалок;
-провести  контрольную инвентаризацию объектов, подлежащих
выносу из водоохранных зон, скорректировать планы  по выносу
сельскохозяйственных объектов, выдать предписания по прекращению
строительства или иных работ, проводимых в  водоохранных зонах  с
нарушением действующего законродательства;
-разработать мероприятия по организации контролируемого выпаса и
прогона скота в районах и по  прекращению  выпаса и прогона  по
территории водоохранных зон;
-совместно с  ГИБДД и  природоохранными органами установить
контроль за недопущением  мойки, ремонта и стоянки автотранспорта
в пределах водоохранных зон  и прибрежных полос.
-поощрять практику закрепления  участков водоемов за студенческими
и школьными коллективами с целью осуществления общественного
экологического контроля и  проведения природоохранных
мероприятий.
-предусмотреть в  планах застройки населенных пунктов  выделение
водоохранных зон и прибрежных полос и обеспечение режима их
использования.
-провести паспортизацию родников, используемых для питьевых целей
и обеспечить их каптирование.

4. Рекомендовать Агентству по лесам   РБ   предусмотреть в планах
лесоустройства  дополнительные объемы лесовосстановительных
работ   по берегам водных объектов  .

5. Рекомендовать Агентству по водным ресурсам  РБ рассмотреть
вопрос о дополнительном финансировании проектирования
водоохранных зон, в первую очередь в пределах особо охраняемых
природных территорий  и благоустройства родников.

Председатель Союза экологов РБ:              А.К. Веселов


-- 
                 ------------- *  ENWL  * ------------
          Ecological North West Line * St. Petersburg, Russia
        Subscription: vflew@lew.spb.org  http://www.enwl.net.ru
                   --------------------------------




Рекламные ссылки: