От: Seupress <Seupress@seu.ru>
Написано: 15:55:05, 10.11.2004
Тема: [ENWL] [infomedia] ЧЬИ ПРАВА БУДЕТ ЗАЩИЩАТЬ ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА?






МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СОЮЗ
ИРОО "БАЙКАЛЬСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВОЛНА"

Контакты:
Марина Рихванова, "Байкальская Экологическая Волна"
Со-председатель Совета Международного Социально-Экологического Союза
т/ф: (3952) 52-58-70 т: (3952) 52-58-69

Со-председатель Совета МСоЭС
Святослав Игоревич Забелин
(095) 124-7934, мобильный 8-903-791-5909

10 ноября 2004     Сообщение для СМИ

ЧЬИ ПРАВА БУДЕТ ЗАЩИЩАТЬ ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА?

11   ноября  в  Перми  на  Всероссийском  Социальном  Форуме  пройдёт
обсуждение  проекта  закона  Российской  Федерации  "Об  общественной
палате".   Этот   проект   подготовлен   Институтом   общественного
проектирования  в  ответ на выступление Президента России на заседании
правительства  13  сентября  этого  года, где был публично представлен
план  смены  политического  курса  России.  Этот  законопроект займет
"достойное"  место  среди  других  инноваций,  таких  как  назначение
губернаторов,  "контрзахват"  родственников  террористов,  и  других,
знаменую-щих возврат к тоталитарному режиму сталинского толка.

По  законопроекту  "Об  общественной  палате"  к контролю деятельности
государственных  органов  и  экспертизе  законопроектов будут допущены
избранные,   назначенные   этими  самими  государственными  органами,
организации  (по  12  конкретных  организаций  будет назначать каждая
ветвь власти: Правительство РФ, Верховный суд и Федеральное Собрание).
Если  принять  во  внимание,  что  цель  общественной  палаты - защита
конституционных  прав  граждан  и общественный контроль, то очевидно,
что  такая  общественная  палата  сможет  защищать интересы только тех
граждан,  которые  наделены  властью  и  сидят в московских кабинетах.
Такие  карман-ные  общественные  организации,  созданные  властью  для
продвижения  своих узких финансовых интересов, уже есть. Теперь только
им будет придан больший вес, причем, за счет бюджетных денег.

Тем  более,  что  примеры уже есть. "Экологическое движение конкретных
дел",  региональная  московская  организация,  созданная  Минатомом и
крупными  нефтяными  компаниями.  Именно  этой  организации  компания
"Транснефть"   доверила   проведение   общественной   эколо-гической
экспертизы  своего  проекта  нефтепровода  "Восточная Сибирь - Дальний
Восток"   и   отказала   в   предоставлении   материалов  сибирским  и
дальневосточным   общественным   организациям,   зарегистрировавшим
проведение  общественной  экологической  экспертизы  в  установленном
законом порядке.

Затея  с  "карманной"  общественностью,  уже  поддержанная  профильным
комитетом  Госдумы  (ещё  бы, есть возможность избавиться от критики и
заполучить  управляемого  контролёра)  не  предлагается  на  всеобщее
обсуждение.  Рассматривать  её  от  общественности  будет  узкий  круг
участников  социального  форума  в  Перми,  отнюдь  не  представляющих
интересы разных слоёв общественности. Этот форум проводится под эгидой
одной лишь партии "Единая Россия" и собрались на него преимущественно
победители  конкурса  "Единой  России". Три общественные организации,
такие  как  "Пермская  гражданская  палата",  "Пермский  региональный
правозащитный  центр",  Пермское  областное  отделение  Международного
общества "Мемориал" отказались от участия в этом форуме.

На  публичной дискуссии в Иркутске 23 октября, где обсуждались вопросы
формирования  региональной общественной палаты, большинство участников
склонились  к  принципу  делегирования представителей в палату снизу,
процедуре   выборов   руководящих  органов  палаты  и  независимости
общественной  палаты  как  от исполнительной, так и от законодательной
власти.

Смена  независимого  контроля на карманный, вытеснение самостоятельных
общественных  организаций  из  политической жизни и участия в принятии
решений, подмена реальной демократии управляемой приведут к тому, что
Россия  превратится  в  место  разборок  криминальных  групп,  где нет
закона, одинакового для всех, где побеждает сильнейший или услужливый,
где насилие и теракты станут повседневным делом. Такого ли будущего мы
хотим своим детям?

ИРОО "Байкальская Экологическая Волна"
Baikal Environmental Wave
664033 Иркутск, а/я 21
ул. Лермонтова, 140
т/ф: (3952) 52-58-70
т: (3952) 52-58-69
marina@baikalwave.eu.org
www.baikalwave.eu.org


Дополнительная информация:
Из выступления В.Путина на заседании правительства 13 сентября 2004 г.:
"В  этой связи считаю продуманной идею образования общественной палаты
как  площадки  для  широкого диалога, где могли бы быть представлены и
подробно  обсуждены  гражданские  инициативы,  и,  что не менее важно,
такая  палата  должна стать местом проведения общественной экспертизы
тех  ключевых  государственных решений, и прежде всего законопроектов,
которые  касаются  перспектив  развития  всей  страны,  которые имеют
общенациональное значение.

Фактически  речь  идет  о гражданском контроле за работой госаппарата,
включая  правоохранительные органы и специальные службы, что сегодня,
на мой взгляд, чрезвычайно важно."

Из проекта Закона РФ "Об общественной палате Российской Федерации"
Статья 3. Цели и задачи Общественной палаты
1.Общественная  палата создается в целях защиты основных прав и свобод
человека  и гражданина, содействия становлению и укреплению институтов
гражданского    общества,    развития   демократических   принципов
функционирования   государственной   власти,   создания   механизма
взаимодействия между гражданским обществом и государством, объединения
усилий общества для достижения решений по наиболее важным для общества
вопросам, содействия Российской Федерации и ее субъектам в обеспечении
экономического  и  социального  развития,  укрепления  правопорядка  и
безопасности,  повышения  уровня  открытости  и  прозрачности орга-нов
государственной власти.
2.К задачам Общественной палаты относятся:
а) выдвижение гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и
направленных  на  реализацию  конституционных прав, свобод и законных
интересов граждан и их объединений;
б)  проведение  экспертизы  проектов  федеральных  законов  и  законов
субъектов  Российской  Федерации,  а  также  иных нормативных правовых
актов;
в)  осуществление  общественного контроля за деятельностью федеральных
органов   государственной   власти,  органов  государственной  власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
г)  определение  приоритетов  государственной  поддержки  общественных
объединений,  деятельность которых направлена на развитие гражданского
общества  в Российской Федерации и реализация государственной политики
в данной сфере;
 д)   оказание   информационной,   методической   и   иной  поддержки
 общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации.
Статья 8. Порядок формирования Общественной Палаты
1.В  течение  7  дней со дня вступления в силу настоящего Федерального
закона  федеральный  орган  исполнительной  власти,  уполномоченный в
области   государственной   регистрации   общественных   объединений,
направляет  Правительству  Российской Федерации, Федеральному Собранию
Российской  Федерации  и  Совету  судей Российской Федерации (вариант:
Конституционному   Суду   Российской   Федерации,   Верховному  Суду
Российской  Федерации, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации)
списки общероссийских общественных объединений, зарегистрированных на
территории  Российской  Федерации, и действующих не менее одного года.

Правительство  Российской  Федерации,  Федеральное Собрание Российской
Федерации, Совет судей Российской Федерации (вариант: Конституционный
Суд  Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший
Арбитражный  Суд Российской Федерации) в течение тридцати дней со дня
вступления  в  силу  настоящего  Федерального  закона  определяют  по
двенадцать  общероссийских  общественных  объединений  и предлагают им
принять  участие  в  работе  Общественной палаты, направив в ее состав
своего представителя.

Определение   указанными   в   абзаце  2  настоящей  статьи  органами
государственной   власти   общероссийских   общественных  объединений
осуществляется    путем    гласных   и   публичных   консультаций   с
представителями   гражданского   общества,  в  порядке,  определяемом
указанными органами государственной власти.

Общероссийское   общественное  объединение,  получившее  предложение,
письменно уведомляет соответствующий орган, о своем согласии, либо об
отказе от участия в работе Общественной палаты.

По  истечению 45 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального
закона  Правительство  Российской  Федерации,  Федеральное  Собрание
Российской  Федерации  и  Совет  судей  Российской Федерации (вариант:
Конституционный  Суд  Российской  Федерации,  Верховный Суд Российской
Федерации,  Высший  Арбитражный  Суд Российской Федерации) информируют
Президента   Российской   Федерации  об  общероссийских  общественных
объединениях,   принявших   предложение  принять  участие  в  работе
Общественной палаты и направленных ими представителях.

Не  позднее  14 дней со дня получения информации, Президент Российской
Федерации   предлагает   представителям  общероссийских  общественных
объединений  приступить  к форми-рованию рабочего состава Общественной
палаты  и  назначает  день  ее  первого  пленарного засе-дания. Первое
пленарное  заседание  должно быть проведено не позднее трех месяцев со
дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Заявление Пермской гражданской палаты,
Пермского регионального правозащитного центра,
Пермского областного отделения
Международного общества "Мемориал"
в связи с проведением в Перми Всероссийского Социального форума

В  июне  2004  мы  приняли  решение  не  участвовать  в  мероприятиях
Всероссийского  Социального  форума,  который  пройдет  в  Перми 10-12
ноября  2004  года. Это было непростое решение, так как, своим отказом
мы  подводим  наших уважаемых партнеров из общественных организаций и
из   Администрации   Пермской   области,   которые  рассчитывали  на
сотрудничество с нами в проведении Форума. Приносим им свои  извинения.

Воздерживаясь от участия в Форуме, мы исходим из следующего:

1.        Нельзя  общероссийский  форум  представителей  гражданского
общества,  бизнеса  и  власти  проводить  под эгидой одной партии, тем
более  правящей  - "Единой России". Если была необходимость включить в
фо-румный  диалог  политические  партии,  то  следовало пригласить все
основные: от КПРФ и "Родины" до СПС и "Яблока".
2.       Нельзя на гражданском форуме, презентуемом как всероссийский,
ограничивать  представительство  гражданского  общества  только  теми
организациями,   которые   участвовали   во   всероссийском  конкурсе
социальных  проектов  партии  "Единая  Россия"  или  были  включены в
региональные  делегации,  формируемые администрациями. Мы с уважением
относимся к тем и другим нашим коллегам, но они представляют лишь один
из   многих   секторов  российской  общественности.  Тем  более,  что
значительная    часть   победителей   конкурса   "Единой   России"   -
муниципальные учреждения.
3.       Нельзя  единственные  официальные общероссийские общественные
слушания проекта Закона "Об общественной палате Российской Федерации"
проводить  только  в  кругу  экспертных  организаций  и  победителей
конкурса "Единой России".

Гражданское  общество развивается, становится все более разнообразным,
а  на "гражданских форумах" общественность все более однородна, почти
нет   бизнеса   и   все  больше  должностных  лиц.  Государственные  и
муниципальные  служащие  -  становятся основными участниками форумов,
VIP-ы и эксперты - их главные герои.

Мы  понимаем  -  кто  финансирует,  тот  и  определяет  смысл  и стиль
мероприятия.  Поэтому,   гражданское  будущее  форумов,  с нашей точки
зрения,  зависит от того, насколько реальным будет финансовый  вклад в
его  проведение  гражданских  организаций  и  независимых  от  власти
доноров.

Мы  сожалеем,  что  не  сможем  на форуме поделиться с коллегами своим
опытом,   но   попытаемся,   распространить   наши   информационные  и
методические   материалы:   газету   "Личное  дело",  методики:  "Как
организовать   граждан-ский   контроль",  "Как  провести  гражданские
переговоры",  "Как  работать  с властью", а также CD-диск "Библиотека
Пермской ассамблеи".

Председатель
Пермской  гражданской палаты И.В. Аверкиев

Директор
Пермского регионального
правозащитного центра С.В. Исаев

Председатель
Пермского областного отделения
Международного общества "Мемориал" А.М. Калих



-- 
                 ------------- *  ENWL  * ------------
          Ecological North West Line * St. Petersburg, Russia
        Subscription: vflew@lew.spb.org  http://www.enwl.net.ru
                   --------------------------------




Рекламные ссылки: