От: ISEU Press Service <seupress@seu.ru>
Написано: 12:41:26, 21.10.2004
Тема: [ENWL] [infomedia] Ecosvodka N 36 (344)





Экосводка N36 (344)

Международного Социально-экологического союза

ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НОВОСТИ

21 октября 2004 года

СОДЕРЖАНИЕ:

Аналитика:
* ЧТО ЖДЕТ НЕФТЕГАЗОВУЮ ОТРАСЛЬ РОССИИ В БЛИЖАЙШИЕ
НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТИЛЕТИЙ: ПРОГНОЗЫ ЭКСПЕРТА

Новости:

* ПРОДОЛЖЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ СТАРЕЙШЕГО РЕАКТОРА РБМК-1000
НА ЛЕНИНГРАДСКОЙ АЭС ОПАСНО ДЛЯ ВСЕГО БАЛТИЙСКОГО РЕГИОНА

* ГРАЖДАНЕ ТРЕБУЮТ СДЕЛАТЬ ПОДГОТОВКУ ЛЕСНОГО КОДЕКСА ПРОЗРАЧНОЙ

* СЕРТИФИКАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ ТЕРНЕЙЛЕС ВЫЗЫВАЕТ
СЕРЬЕЗНЫЕ ВОПРОСЫ У ЭКОЛОГОВ

* ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА НЕ ОДОБРИЛА ПРОЕКТ
НОВОГО ПОЛИГОНА ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ В ЮЖНО-САХАЛИНСКЕ




--------------------------------------------------------------------------
Что ждет нефтегазовую отрасль России в ближайшие несколько десятилетий:
прогнозы эксперта
--------------------------------------------------------------------------

Доклад касающийся нынешнего состояния нефтегазового сектора в России,
подготовленный экспертом МСоЭС А.Григорьевым, был обнародован на состоявшейся
на днях в Москве конференции "Экологические аспекты нефтедобычи и
энергетическая политика". В А.Григорьев анализирует тенденции развития
нефтегазовой отрасли и, в частности, нефтегазового экспорта за рубеж, и
угрозы, которые он может представлять для населения России и ее окружающей
среды; перспективы нефтегазовой отрасли. Ниже приводится сокращенный текст
доклада.

"Нефтегазовый сектор является доминирующим во всей российской экономике.<...>
В последнее время отмечается тенденция непосредственного вхождения
представителей администрации президента Путина в состав управления
государственными компаниями российского нефтегазового сектора. Глава
администрации, г-н Медведев, и его заместители Сечин и Сурков возглавили
советы директоров "Газпрома", "Роснефти", "Транснефтепродукта". Понятно, что
после этого эффективный государственный экологический контроль над работой
этих компаний со стороны правительственных структур будет невозможен ввиду
абсолютного доминирования вертикали президентской системы власти в жизни
страны.

Все последние годы правления администрации Путина шел целенаправленный развал
государственной системы охраны природы. Начало было положено решением о
ликвидации самостоятельности Госкомэкологии и передаче ее функций
Министерству природных ресурсов. Далее руководством этим органом было
передано г-ну Яцкевичу, который через несколько месяцев был уволен в связи со
скандалом вокруг выдачи лицензии на освоение месторождений Вала Гамбурцева.
На смену ему пришел г-н Артюхов, который парализовал и очень успешно завершил
развал и разложение официальной деятельности Минприроды. <...>

В 2004 на смену этому бюрократическому цирку пришел выглядящий гораздо более
вменяемым и адекватным министр Трутнев. Но тут началась административная
реформа, а затем пошли президентские выборы. В результате весь 2004 год
Министерство природных ресурсов находится в состоянии перманентных
увольнений, ликвидаций, перестроек и тому подобных процессов.

Неразбериха усилилась и тем, что власти пошли навстречу многолетним призывам
природоохранных организаций и формально отделили функции организации
использования природных ресурсов от функций контроля за эти занятием. Была
организована отдельная структура, непосредственно подчиняющаяся премьер-
министру
Фрадкову, которая будет заниматься государственным контролем в области
экологии. <...>

Может возникнуть вопрос, а что в этом плохого? При запасах нефти, оцениваемых
в 13 млрд. т, ее добыча и экспорт в последние годы быстро увеличиваются. В
2002 году в России было добыто 380 млн. т нефти, в 2003 г. - 420 млн. т, 2004
г. ожидается добыча 460 млн. т, в 2005 г. - 470 млн. т. Это уже близко к тем
520 млн. т в год, которые заявлены на 2020 год Энергетической стратегией.

Быстро растет экспорт. В 2003 году он составил 228 млн. т в год, в 2004 г. -
выйдет на уровень 250 млн. т. Этот рост, наряду с резким увеличением мировых
цен на нефть, приносит России огромные дополнительные доходы, которые
позволяют выплачивать внешний долг и поддерживать социальную стабильность.

Однако вся эта на первый взгляд прекрасно выглядящая картина нефтеэкспортного
процветания вызывает тревогу. При отсутствии эффективного государственного
контроля бурное развитие деятельности нефтяников на новых промыслах и
экспортных маршрутах
чревато тяжелейшими экологическими катастрофами. Насколько серьезными они
могут оказаться, показала авария танкера "Престиж" у берегов Испании, которая
была организована при самом непосредственном участии одной из крупнейших и
респектабельных российских нефтяных компаний.

С тех пор предпосылки для тяжелейших аварий с российской экспортной нефтью и
нефтепродуктами неоднократно возникали в Балтийском море, вдоль побережья
Норвегии. Крупные аварии с разливами нефти в водные объекты после
катастрофы "Престижа" имели место на реке Волге, в Онежской губе Белого моря,
у берегов Сахалина. И это только часть реальной картины, поскольку большое
число разливов нефти в труднодоступных удаленных районах страны скрывается и
не попадает в официальную отчетность. <...>

Высокий уровень мировых цен на нефть автоматически ведет с росту цен на
моторное топливо внутри страны. Это создает проблемы для всех отраслей, не
связанных с получением нефтяных и газовых экспортных доходов. Они
деградируют. Несмотря на многократно звучавшие с самых высоких трибун призывы
о необходимости диверсификации убогой нефтегазоэкспортной структуры
российской экономики, ничего реального в этом направлении не делается.

Обсуждаются только новые, все более безумные по своим техническим,
экономическим и экологическим показателям экспортные проекты в последнее
время уже просто чудовищной стоимости. <...>

Этот процесс не сможет продолжаться бесконечно. При внешне достаточно больших
запасах российской нефти, наиболее легкодоступные и экономически эффективные
будут освоены в течение ближайших 10-15 лет. <...> Продолжение резкого
наращивания добычи и экспорта российской нефти чревато полной экономической,
и, соответственно, социальной катастрофой, которая случится через 15-20 лет,
когда запасы экономически эффективные для освоения месторождения просто
кончатся. Сценарии такого рода катастроф хорошо известны. В последнее время
внимание специалистов, представителей крупного серьезного нефтяного бизнеса,
политиков привлечено к теории "пиковой нефти", которая описывает эти процессы.

Нынешнее российское руководство ничего не делает для того, чтобы
предотвратить этот сценарий. В 2004 году было принято решение о
засекречивании данных о запасах и добыче российской нефти. Ничем другим, как
стремлением скрыть надвигающуюся катастрофу, это объяснить нельзя.

Неправительственные природоохранные организации, которые занимаются решением
экологических и социальных проблем российского нефтегазового сектора, должны
осознать сложившуюся реальность и готовиться работать в этих условиях. <...>


Для зарубежных потребителей продукции российского нефтегазового сектора <...>
все это не является откровением или чем-то неприемлемым по этическим или
политическим соображениям. По сравнению с Нигерией, Экваториальной Гвинеей
или Суданом, наша страна и ее нефтегазовый сектор являются просто образцом
порядка, демократии, торжества законности и социальной ответственности.
Однако это сравнительное благополучие не означает, что российский
нефтегазовый сектор может рассматриваться как устойчивый и надежный партнер.

Политические риски работы в России, например то, что власти творят с
компанией "ЮКОС", сейчас стали очевидными для всех. Потребители российской
нефти и газа, инвесторы, приходящие в российские нефтегазовый сектор
предпочитают не замечать другие риски, которые в итоге могут оказаться еще
более катастрофическими, чем произвол российских чиновников. Последствия
истощительных методов использования природных богатств, нарастающий риск
экологических катастроф, взрывов социального протеста - это то, что ожидает
всех нас.

Вместе с тем, есть еще одна проблема нефтегазового сектора, которая может
взорваться уже сейчас, а не в относительно долгосрочной перспективе. Это
терроризм. <...> Cитуация продолжает постоянно ухудшаться по мере создания
все более сложных, мощных, но не рассчитанных на преднамеренное повреждение
систем нефтегазового комплекса. В их число их входят система экспорта
российской нефти через турецкие проливы, на Черном море, транспортные системы
на основе портов Приморск и Высоцк на берегах Финского залива, система
перевалки нефти через Белое и Баренцево моря, безумный по своей ненадежности
и стоимости проект нефтепровода "Восточная Сибирь - Дальний Восток", огромная
и практически незащищенная система трубопроводов, проложенных по суше.

<...> Экономические последствия такого рода атак в условиях крайней
напряженности работы мировой системы торговли нефтью будут очень тяжелыми.
Печальным обстоятельным является то, что они могут оказаться очень выгодными
для организаторов подобных операций. При затратах максимум в несколько
миллионов долларов, прибыли могут достигнуть сотен миллионов долларов. <...>
Приведенные опасения не являются теоретическими рассуждениями. Даже
поверхностный анализ открытых источников показывает, что в 2004 году
российские трубопроводы три раза становились объектами крупных диверсионных
атак, причем за пределами Чечни. <...>

Проблема устойчивости и надежности работы российской нефтегазовой экспортной
системы, которая теснейшим образом переплетается с проблемами экологической
безопасности, до сих пор не привлекала широкого международного внимания. Ее
игнорирование чревато уже как экологической, так и экономической катастрофой,
которая коснется не только России, но и зарубежных потребителей ее нефти и
газа. Технический авантюризм российских нефтегазовых экспортеров ничем
хорошим не кончится".

Дополнительная информация:
Полный текст доклада доступен по ссылке:
http://info.forest.ru/oil/04/oil_0441.htm#1



--------------------------------------------------------------------------
Продолжение эксплуатации старейшего реактора РБМК-1000 на Ленинградской АЭС
опасно для всего балтийского региона
--------------------------------------------------------------------------

Пресс-конференция общественной экологической организации "Зеленый мир"
(Ленинградкая область), касающаяся опасности продолжения эксплуатации на
Ленинградской АЭС старого энергоблока (РБМК-1000) состоялась на днях в Санкт-
Петербурге. В пресс-конференции принимали участие Олег Бодров -  физик,
эколог, председатель Совета "Зеленого Мира", Сергей Харитонов - до 2001 года
оператор реакторного цеха ЛАЭС (общий стаж работы на станции 27 лет),
Владимир Зимин - биолог, эколог, эксперт "Зеленого Мира". Журналистам были
представлены факты, подтверждающие крайнюю опасность продолжения эксплуатации
на Ленинградской АЭС старейшего в мире РБМК-1000 (реактор первого поколения
чернобыльской серии), выработавшего 30-летний проектный ресурс.

Лицензия на дальнейшую эксплуатацию реактора РБМК-1000, была подписана 4
октября Андреем Малышевым, временно исполняющим обязанности руководителя
Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Таким образом, реактор, который был остановлен в декабре 2003 года и
незаконно (без экологической экспертизы) модернизировался, запущен в
эксплуатацию еще на 15 лет. Экологи подчеркивают что это произошло незаконно:
в нарушение Конституции РФ и Закона о государственной экологической
экспертизе. В частности, не была проведена государственная экологическая
экспертиза, информация о проекте не была предоставлена общественности.

На обращения сотен жителей населенных пунктов на южном берегу Финского залива
требовавших проведения такой экспертизы, были проигнорированы и руководителем
Федерального агентства по атомному надзору, и Президентом России.

Модернизация старого энергоблока не повысила безопасность, утверждают
экологи, поскольку были заменены только технические системы, оборудование.
Основная же угроза безопасности в несоблюдении законов и правил безопасной
эксплуатации персоналом ЛАЭС.

На ЛАЭС не решена проблема обращения с высокоактивными и сверхтоксичными
ядерными отходами - отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) и жидкими
радиоактивными отходами (ЖРО). Новые опасные технологии обращения с ОЯТ и ЖРО
внедряются также без проведения госэкоэкспертизы: реализовано уплотненное
хранение ОЯТ; строятся сухое хранилище ОЯТ, цех по разрезке ОЯТ; проводится
цементирование радиоактивных отходов.

Эти технологии представляют опасность для Балтийского региона. Объекты ЛАЭС
строятся всего в нескольких десятках метров от моря. В случае аварии,
террористических актов, загрязнение морской воды будет угрожать всем жителям
Балтийского региона.

Физическая защита ЛАЭС на низком уровне. Постоянное воровство оборудования
(на миллионы долларов) с территории ЛАЭС продолжается. Последний случай
воровства произошел в момент запуска старого реактора в эксплуатацию. Это
свидетельство неблагонадежности персонала ядерно-опасного объекта, которое
означает, что нельзя исключить пронос взрывчатых веществ на ЛАЭС и хранилище
ядерных и жидких радиоактивных отходов.

Отсутствие государственной экологической экспертизы старого реактора
означают, что при принятии решения о допустимости его дальнейшей эксплуатации
не учтены факты негативного воздействия на окружающую среду (генетические
нарушения, механическое уничтожение биоресурсов, тепловое, химическое и
радиационное загрязнение природной среды).

Таким образом, заключают представители "зеленого" движения, российское
общество фактически не имеет адекватной информации и фактически утратило
контроль за развитием опасных ядерных технологий на южном берегу Финского
Залива, в 80 км от Санкт-Петербурга. Этот процесс, подчеркивают экологи,
опасен для всего Балтийского региона.

Дополнительная информация:
"Зеленый Мир", Сосновый Бор, Ленинградская область
Олег Бодров
тел./факс (81369) 72991,
е-mail: Bodrov@sbor.net
http://www.greenworld.org.ru


--------------------------------------------------------------------------
Граждане требуют сделать подготовку Лесного кодекса прозрачной
--------------------------------------------------------------------------

Сотни обращений граждан и общественных организаций с требованиями обеспечить
прозрачность процесса подготовки нового Лесного кодекса направлены в адрес
Президента и Правительства РФ.

Положения нового Лесного кодекса РФ создают правовую базу для принципиального
изменения правового статуса лесов России, передачи в частную собственность и
продажи земель лесного фонда, являющихся общественным, публичным достоянием,
находящимся в федеральной собственности.

Между тем, в соответствии со статьей 9 Конституции РФ земля и природные
ресурсы охраняются в Российской Федерации как основа жизни народов России. В
полном соответствии с положениями Конституции правовой статус лесного фонда
определен в Постановлении Конституционного суда РФ: "лесной фонд…представляет
собой публичное достояние многонационального народа России и является
федеральной собственностью" (Постановление Конституционного Суда Российской
Федерации по делу о проверке Лесного кодекса РФ принятого 22 декабря 1997
г.).

В частности, в обращении тюменской областной организации "За права человека"
говорится: "Концепция проекта [Лесного кодекса - Ред.] направлена на подрыв
основ конституционного строя Российской Федерации и нарушает права
большинства граждан России как нынешних, так и будущих поколений. Но
разобраться не в состоянии, поскольку нет возможности получить официальную
информацию о содержании проекта Лесного кодекса".

Проект Лесного кодекса является информацией, представляющей общественный
интерес и затрагивающей права всех граждан России: право на благоприятную
окружающую среду; право на лесной фонд как общественное публичное достояние;
право на информацию. Именно поэтому в соответствии с п.2 статьи 24
Конституции РФ органы государственной власти обязаны "обеспечить каждому
возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно
затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом".

Авторы обращений просят:
1) Опубликовать в печати проект Лесного кодекса до его представления в
Государственную думу РФ для всенародного, широкого и открытого обсуждения.
2) Закрепить в проекте Лесного кодекса исключительные права граждан России на
лесной фонд как общественное, публичное достояние; установить разумные сроки
аренды; запретить долгосрочную (до 99 лет) аренду лесных земель.

Дополнительная информация:
Лесная Кампания МСоЭС, Владимир Захаров
e-mail: zakharov@forest.ru

Сайт Forest.RU - все о российских лесах:
http://www.forest.ru/rus/legislation/newcode/

Обсуждения проекта Лесного кодекса на веб-форуме:
http://www.forest.ru/forum


--------------------------------------------------------------------------
Сертификация деятельности компании Тернейлес вызывает серьезные вопросы у
экологов
--------------------------------------------------------------------------

Представители российских природоохранных организаций "Друзья сибирских лесов"
(Красноярск), Экологическая группа "Тайга" (Приморский край) и их коллеги из
Японии, Бельгии, Германии и Великобритании выступили с обращением к Лесному
попечительскому совету (Forest Stewardship Council - FSC) по поводу
предлагаемой сертификации по схеме ЛПС системы управления лесным хозяйством и
лесопользования компанией Тернейлес в Приморском крае.

Обращение стало результатом двухнедельной поездки по Приморскому краю, в ходе
которой экологам удалось встретиться и побеседовать как с местными жителями и
представителями коренного удэгейского населения, так и сотрудниками местных
экологических организаций, а также представителями ОАО "Тернейлес" и его
дочерних компаний. В результате поездки было выявлен ряд нарушений правил
сертификации, и прав местного населения.

Так, на территории Красноармейского района Приморского края были выявлены
многочисленные свидетельства нелегальных рубок - свежеповаленные деревья, у
которых отпилены несколько первых метров ствола. Несмотря на заверения
руководства компании в том, что ими были приняты меры для предотвращения
незаконных рубок с тех пор как в мае 2004 года была нанята охранная фирма,
участники поездки наблюдали, что рубки велись в течение всего нынешнего
летнего периода.

Компания "Тернейлес" заключила с удэгейскими общинами ряд соглашений,
согласно которым местные жители дают свое согласие на ведение компанией
лесозаготовительных работ в Приморском крае. Однако в ходе бесед с лидерами
двух коренных общин, проживающих в бассейне рек Самарга и Бикин, выяснилось,
что общины не давали свободного и информированного согласия на эти
соглашения. Более того, представитель одной из общин заявил, что их просто-
напросто "предали". Наибольшую озабоченность эти соглашения вызывают у
охотников и собирателей: им непонятно, какой охранный статус будет присвоен
территориям, на которых местные общины традиционно занимаются охотой и
собирательством.

Организация охотников и рыболовов коренного народа Агзу жестко выступает
против лесозаготовок в бассейне Самарги, так как это ставит под угрозу
популяции животных на которые они охотятся. В этой связи лесозаготовителями
нарушаются права коренных народов.

Таким образом, большинство лесных территорий, подлежащих сертификации,
являются спорными с точки зрения права собственности. Авторы обращения
выражают обеспокоенность сложившейся ситуацией и просят секретариат ЛПС
вмешаться в процесс сертификации и сделать все для того, чтобы эта система
сертификации не была дискредитирована одобрением таких методов
лесопользования.

"Тернейлес" намерен получить сертификат FSC на ведение промышленных рубок в
бассейне реки Самарги, то есть на территории последних малонарушенных лесов
Приморского края не имеющих дорог (соответствие ландшафтному критерию ЛПС в
отношение ЛВПЦ), являющихся также местообитанием редких видов животных -
таких как, например, сибирский тигр. Это означает, что данные территории
имеют высокую природоохранную ценность. Экологи крайне обеспокоены тем, что
активность Тернейлеса на Самарге создаст угрозу природной ценности этого
бассейна и его глобальному значению с точки зрения рыболовства.

Таким образом, это наверняка спровоцирует международный скандал, в случае
если бассейн будет рубиться с санкции ЛПС. Кроме того, Рощинский ЛПХ
("Тернейлес") продолжает вести рубки в Красноармейском районе, на территории,
зарезервированной под национальный парк "Удэгейская легенда" несмотря на то,
что статус национального парка уже согласован на федеральном уровне -
осталось лишь получить санкцию Министерства финансов.
Руководство "Тернейлеса" не только не желает признать мораторий на ведение
рубок в этом районе, но всячески пытается добиться аннулирования его
природоохранного статуса. Более того, компании не удалось идентифицировать
нужным образом леса высокой природоохранной ценности и предложить свой план
их защиты также как охраны редких видов и видов, находящихся под угрозой на
всей
сертифицируемой территории.

Обращения направлены также в организацию, проводящую сертификацию - SGS
Qualifor. Формальная жалоба, предусмотренная процедурами ЛПС, пока не подана
и идёт сбор дополнительной информации для выяснения деталей.

Дополнительная информация:
Лесная Кампания МСоЭС, Сайт Forest.RU - все о российских лесах:
http://www.forest.ru


--------------------------------------------------------------------------
Общественная экологическая экспертиза не одобрила проект нового полигона
твердых бытовых отходов в Южно-Сахалинске
--------------------------------------------------------------------------

Общественная экологическая экспертиза организованная РОО "Экологическая вахта
Сахалина" и проведенная экспертной комиссией, состоящей из независимых
сахалинских специалистов - кандидатов и докторов наук, дала отрицательную
оценку проекта строительства полигона твердых бытовых отходов в Южно-
Сахалинске.

При анализе проектной документации эксперты выявили значительные нарушения
действующего законодательства РФ при отводе земельного участка (заброшенный
карьер в 4 км на восток от п. Христофоровка) под строительство намечаемого
объекта. В случае реализации проекта на выбранном земельном участке не будут
соблюдены требования Лесного, Земельного, Градостроительного и Воздушного
кодексов РФ, а также нескольких Федеральных законов и постановлений
Правительства РФ.

По оценке экспертов, проект имеет существенные недостатки, связанные с
недостаточной изученностью и не учетом на стадии проектирования конкретных
гидрогеологических условий площадки полигона. Проект игнорирует требования
нормативных документов по ведению мониторинга состояния подземных вод и
воздействия на них. Не дана оценка вероятности самовозгорания отходов при
планируемом способе захоронения и эксплуатации полигона. Такая вероятность
представляется достаточно высокой, поскольку сортировка твердых бытовых
отходов (ТБО) планируется лишь по истечении первых нескольких лет
эксплуатации полигона как "свалки". В случае самовозгорания ТБО, Южно-
Сахалинск окажется под воздействием вредных выбросов в атмосферу.

Это является также потенциальной опасностью для аэропорта, который в период с
апреля по октябрь будет постоянно находиться в зоне задымленности, что
серьезно угрожает безопасности полетов. Негативное воздействие будут
испытывать также реки Хомутовка и Змеевка.

Экспертная комиссия отметила, что в составе проектной документации
отсутствуют материалы обсуждения проекта с гражданами и общественными
организациями. Выбранный участок находится в зеленой зоне города и активно
используется жителями для отдыха, а строительство полигона крайне негативно
повлияет на рекреационные функции большого участка леса.

Основной вывод экспертной комиссии общественной экологической экспертизы
таков: "Учитывая долгосрочность, большую опасность, слабую степень проработки
и оценки в проекте, недостаточность природоохранных мероприятий по снижению
воздействия, высокий социальный риск и огромное количество населения,
подвергаемого опасности такого воздействия, экспертная комиссия считает, что
воздействие проекта в период
эксплуатации проекта нельзя считать допустимым". Эксперты рекомендовали
начинать проектирование полигона ТБО с выбора подходящего участка для
строительства нового полигона, с обязательным проведением широких обсуждений
с общественностью именно на этой стадии.

Заклюсение общественной экологической экспертизы было утверждено
уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы
(УПР МПР России по Сахалинской области), что придает заключению юридическую
силу.

Дополнительная информация:
Экологическая вахта Сахалина, Южно-Сахалинск
Е.Дудник, В.Тарасевич
e-mail: watch@dsc.ru
http://www.sakhalin.environment.ru



--------------------------------------------------------------------------
Другие новости смотрите на информационных лентах Кампаний МСоЭС и ЭкоПорте
по адресу www.ecoport.seu.ru
ЭКОСВОДКА выпускается Международным Социально-экологическим Союзом
Редактор - Алла Капустина
При использовании материалов ссылка на Международный Социально-экологический
Союз и бюллетень "Экосводка" ОБЯЗАТЕЛЬНА
За дополнительной информацией обращайтесь: seupress@seu.ru
URL: http://www.seu.ru/svodka



-- 
                 ------------- *  ENWL  * ------------
          Ecological North West Line * St. Petersburg, Russia
        Subscription: vflew@lew.spb.org  http://www.enwl.net.ru
                   --------------------------------




Рекламные ссылки: